Home

Реклама

О сексе - с любовью, Бергман. [Памяти Шекспира]

« previous entry | next entry »
Авг. 8, 2007 | 02:06 am
music: VAST - "Beautiful"

«Улыбки летней ночи»/ «Sommarnattens Leende» (1955) Ингмара Бергмана

Да, господи, Ингмар, да! Картина, которую мог снять самоубийца, перед тем как засунуть дуло в рот. Проникнутая не смехом, не улыбками летней ночи. А истеричным хохотом человека, которого вытащили из петли, или напротив, перед самым моментом, когда лезвие одним касанием вскрывает вены, и полосы нежно голубого цвета брызгают красным наружу …. Это не черный юмор, ни в коем случае. Это чистой воды истерика. Не улыбка ночи, а хохот ее, злой саркастический смех. Черный смех. Разбитое зеркало, собранное и склеенное кое-как в идиотскую посеребренную панораму сельской и аристократической жизни 19–20 веков. Все кривит: штампы и заезженные моменты, шаблонный фарсовый салонный юморок - рвутся старенькой пленкой и бьют по щекам усталого зрителя. Бьют так не больно, фривольно, как девушка в постели своего любовника. Прелюдия. Не секс. Ни в коем случае не секс. Эротизм. Натянутая до последнего предела шелковая ленточка, обвязанная в круг девичьей невинной талии = натянутый, почти звенящий от напряжения, шелковый шнурок, сдавивший шейку семинариста-девственника. И все это к херам собачьим рвется в белую летнюю кинематографическую ночь. Потому что, ну сколько же можно терпеть, в самом-то деле? Чопорные манеры, светские условности, киношные правила игры – в огонь и пламя страсти…

Ингмар Бергман, несмотря на то, что писал о съемках фильма в «Картинах», лукавил. Он не называет человека, который помог ему научиться шутить [Да, господа, да, Ингмар пишет честно и в подробностях, как хотел уметь вызывать у людей смех]. Шекспир, дамы и господа. Собственной персоной старый охальник и поэт торчит из каждого кадра этого безумного «камеди-франсе», и даже между ними влезла его физиономия с совращающей нас улыбкой. Только Уильям Шекспир мог написать абсолютно неприличную комедию, которая бы не выглядела пошло, зато была бы смешной, и даже – матерь божья! – умной. Хотите знать об эротике средневекового Возрождения – не читайте «Декамерон» (это талантливая компиляция софт-порно) или «Кентерберийские рассказы». Читайте ранние комедии Шекспира. По-моему, Бард писал их в состоянии повышенного возбуждения. Чисто физического. Отсюда какой-то всепожирающий эротизм многих сценок его комедий. Эротизма, причем, какого-то болезненного, сексуальности на грани фола. Смех как природа сексуального. Рассмеши женщину. Заставь ее умереть от смеха. Замереть от смеха. Эйфорическая составляющая любого хохота. Когда человек смеется – адекватно ли его физиологическое состояние оргазму? Чувство юмора, заражающее своим эротизмом. Эротика в комедиях Шекспира. Нет, не так. Эротический смех публики на комедиях Шекспира. Высвобождение либидо.

Я говорю о Шекспире. Но, конечно, все это с тем же успехом можно сказать и о Бергмане. Бергман крут, дамы и господа. Он крут потому, что красиво, но издевательски спрятал «A Midsummer Night’s Dream» в своих «Sommarnattens Leende». Девочка Анни Эгерман (очень красивая Ulla Jacobsson, дыхание замирает у меня при взгляде на нее) все еще девственница, хотя два года как замужем. Кроткая, робкая, еще ребенок, всего боится, но также, как и ребенок, всего-то и хочется. Боится секса. Хочется секса. Боится любить. И хочется любить. Дочь своему мужу, а не любовница. Комплекс Электры, не находите? Погодите, я вам сейчас педофилию откопаю на пару с Эдиповым. Эта самая красивая героиня фильма усаживается на коленки к мужу совсем по-детски. А тот, старый развратник стряпчий Фредрик Эгерман (Gunnar Björnstrand), и рад этому. Коллекционирует фотокарточки своей девочки-жены и не трогает ее в постели. «Я, говорит, хочу, чтобы она сама ко мне пришла уже готовой…». Здорово. Я бы тоже хотел, чтобы ко мне сами приходили уже готовенькими… Девочка-то, что самое смешное, приходит к этому дураку, жмется к нему, пытается подольститься, а он ни в какую. Одна из самых эротичных сцен в истории кино: послеполуденный сон, Анни не спит, а муж ее во сне, случайно, начинает обнимать. Господи, что начинается с ней … Минуты две вцепляешься в кресло, дыхание и сердцебиение по нулям, глаза в экран. Как эта девочка хочет….Лежит, и ничего не делает, грустит, пока сонный Фредерик обнимает ее, обнимает, уже не только обнимает… И проговаривается, подлец.  Ему, оказывается, снилась Дезире. Дезире Армфельд (Eva Dahlbeck), знаменитая актриса, любовница многих блестящих мужчин. Женщина за 30. Роковая. Ничего особенного, честно говоря. Но вот Бергман решил, что в таких влюбляются, что такие сводят с ума, что она стервочка. ОК, стервочка, так стервочка. Она, как Солоха у Гоголя, центр притяжения комедии положений. Мужики вьются вокруг ее белого личика мухами, дерутся за нее, прячутся, стреляются, смущаются и убегают. А она, тем временем, влюбляется, знаете ли, в Фредерика. Старый друг, такие дела. Сын от него, кстати говоря… Один из любовников Дезире – офицер граф Магнус Малькольм (Jarl Kulle). Строгий, подтянутый, смешной в своем солдафонстве и аристократизме. Рассчитывает свое драгоценное время по часам: столько-то Дезире, столько-то своей жене. Жена, Шарлотта, - змейка. Острая на язык, жгучая, маленькая, страстная [наверное, нам не показали…]. Ревнивая гордячка. Но любит мужа. Ненавидит, но любит. В эротическую комедию всыпаны еще горничная Петра (Harriet Andersson), семинарист Хенрик (Björn Bjelfvenstam) и мать Дезире. Петра –нимфмоманка, страдающая от отсутствия любви. Хенрик, сын Фредерика, любит свою мачеху (да они и сверстники, судя по всему). Мать Дезире – королева бала. Бал будет во второй части картины. Бал имени Шекспира. Только вам этого не сообщат. Выпьют вино, и начнется оргия.

Висельник и выдвигающиеся кровати, разбитые бокалы и «странные вы все какие-то», русская рулетка и «вторая улыбка ночи для нас, шутов!». Кино глючит на собственном таком нечаянном эротизме ниоткуда. Любовные переживания, отсутствие любви, педофилическая любовь мужа к жене, инцестуальная любовь пасынка к мачехе, лесбийское притяжение между девственницей-хозяйкой и горничной-шлюхой. Все есть. И элегантно обстегано кнутом бергмановского черного смеха. Не юмора, но смеха. Юмор как раз простой, вы, наверняка, будете смеяться. Кино действительно смешное, по-хорошему забавная комедия положений сменяется эпизодами блестящих словесных пикировок. Но черный смех… Черный смех это смех покойника на свадьбе королевского шута. Это смех мельника, зажарившего и съевшего проходящего мимо священника. Хохот летней, возможно, августовской ночи, встречающей аплодисментами интеллектуальнейшую пляску Бергмана на сгнивших сотни лет назад костях Шекспира. Черный смех, своим истеричным подрагиванием плечей и слезами из глаз пытающийся сожрать печаль. Сглотнуть фарсом и стебом горькие пафосные сопли. «Фильм обыгрывает ужасающее осознание того факта, что можно любить друг друга, не будучи в состоянии жить вместе. Здесь присутствуют и ностальгия, и отношения отца и дочери из моей собственной жизни, и великая растерянность, и грусть» - цитируют критики слова самого режиссера.

Черный смех это не пир во время чумы. А эротизм сцены, когда девственница Анни отвечает на поцелуй своего ровесника пасынка, и ты понимаешь, что это норма. Норма не фильма, потому что в этом фильме нормы как таковой нет. А просто норма. Любовь – блядская штука, господа. Вам всякий раз будут доказывать обратное, но, увы, это факт. Бесконечная печаль восходящего солнца и движения мельницы. Проданная добродетель. Красота целомудрия, отправленная бывшей девственницей в отставку. Черный смех, который под конец переходит [параллельно счастливой концовке коммерческого фильма Бергмана] в кататоническое отчаяние. Отчаяние, ледяное дыхание которого /если даже не вонючие плевки его/ можно почувствовать в продолжении всего фильма, только отстранившись от него на мгновение. Ледяное дыхание черного смеха, которое сполна глотнул Шекспир, когда его вырвало «Королем Лиром». А после – продолжительная и прекрасная тошнота волшебными, но бесконечно печальными сказками. И – занавес.

 

ссылка | Оставить комментарий | в избранное | рассказать другу

Comments {22}

natashenka_s

(без темы)

from: [info]natashenka_s
date: Авг. 7, 2007 10:37 pm (UTC)
ссылка

Замечательный фильм! Мне там еще старушка нравится.

Ответить | Ветвь дискусии

Сергей Афанасьев

(без темы)

from: [info]vergili
date: Авг. 7, 2007 10:41 pm (UTC)
ссылка

Старушка офигенная. Но мне уже места не было о ней писать. :) Она точно королева там сидела. Фея-крестная...

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискусии

кот обормот

(без темы)

from: [info]_kot_obormott
date: Авг. 8, 2007 07:39 am (UTC)
ссылка

очень чувствуется, что фильм вам очень нравится.)

Ответить | Ветвь дискусии

Сергей Афанасьев

(без темы)

from: [info]vergili
date: Авг. 8, 2007 05:28 pm (UTC)
ссылка

Да)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискусии

Катька

(без темы)

from: [info]larqui
date: Авг. 8, 2007 10:08 am (UTC)
ссылка

Со мной редко так бывает, почти никогда, когда читаю чужие отзывы. Но вот после твоего захотелось посмотреть.

Ответить | Ветвь дискусии

Сергей Афанасьев

(без темы)

from: [info]vergili
date: Авг. 8, 2007 05:27 pm (UTC)
ссылка

Со мной теперь, к сожалению, редко так бывает, почти никогда, увы, когда я пишу отзыв о каком-нибудь фильме...

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискусии

Катька

(без темы)

from: [info]larqui
date: Авг. 8, 2007 06:17 pm (UTC)
ссылка

Напрасно! Мне твои отзывы оч всегда нравятся. Причем они самоценны - приятно читать, независимо от того, согласна я с тобой в оценке или нет. :)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискусии

Сергей Афанасьев

(без темы)

from: [info]vergili
date: Авг. 8, 2007 08:37 pm (UTC)
ссылка

Скажу прямо. Зачастую мои отзывы имеют больше отношения к моему внутреннему миру, чем к самому фильму. :) Поэтому верить им нельзя.))))

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискусии

Катька

(без темы)

from: [info]larqui
date: Авг. 9, 2007 05:17 am (UTC)
ссылка

Я на это делаю скидку. ;)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискусии

=Сестра Хо=

(без темы)

from: [info]fene4_ka
date: Авг. 9, 2007 10:29 am (UTC)
ссылка

нет, у тебя не отзывы. и уж тем более не рецензии...
думается мне, границы между кино и реальностью для тебя давно стёрты.
у тебя своё кино.
красивое...

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискусии

Роман Куланин

(без темы)

from: [info]terston
date: Авг. 8, 2007 02:33 pm (UTC)
ссылка

Как же вы любите кино. Завидую.

Ответить | Ветвь дискусии

Сергей Афанасьев

(без темы)

from: [info]vergili
date: Авг. 8, 2007 05:35 pm (UTC)
ссылка

О, добрый вечер!
Как у вас на почве писания кинорецензий, кстати?:)
И как с Бергманом, ведь вы, наверняка, что-нибудь из него видели...

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискусии

Роман Куланин

(без темы)

from: [info]terston
date: Авг. 8, 2007 06:20 pm (UTC)
ссылка

В последнее время только по работе. В основном съемками занимаюсь и сопутствующими процессами.
А Бергман при всех его неоспоримых ценностях меня пугает. Может, он этого и хотел?

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискусии

Сергей Афанасьев

(без темы)

from: [info]vergili
date: Авг. 8, 2007 08:35 pm (UTC)
ссылка

Бергман добрый. Это главное.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискусии

Велотренажёр Знаков

(без темы)

from: [info]kinky_afro
date: Авг. 16, 2007 08:11 am (UTC)
ссылка

приятно познакомиться

правда на этом ископаемом,где смотрю сейчас Ваш жж, страница листается почему-то со скоростью передвижения ленивца по дереву)

Ответить | Ветвь дискусии

Сергей Афанасьев

(без темы)

from: [info]vergili
date: Авг. 16, 2007 05:16 pm (UTC)
ссылка

Взаимно:)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискусии

gvadalahara

(без темы)

from: [info]gvadalahara
date: Авг. 16, 2007 10:58 am (UTC)
ссылка

Офф. Сереж, есть дело:) У тебя аська-скайп имеются? Или свистни мне в мыло mariushka сцука яндекс.ru

Ответить | Ветвь дискусии

vanslon

Руис и Пруст

from: [info]vanslon
date: Авг. 20, 2007 01:26 pm (UTC)
ссылка

Сквонк, я тут вчера посмотрел такое кино, что тут же решил тебе посоветовать если не видел. Называется "Обретенное время" режиссера Рауля Руиса (в некоторых кругах легендарный режиссер) снятым им по мотивам того самого романа Пруста.
Фильм не экранизация, а что-то типо "Кафки Содерберга", только в разы ест. круче...
Улет а не кино в общем. Тебе как поклонику Прусту будет точно как минимум интересно.
Я, как толком не читавшим Пруста (полностью пока так и не осилил) был местами не в теме и все задумки Руиса явно не смог оценить. Оставалась наслаждаться как Руис играет временем и пространством внутри кадра (оператору памятник). Тут возможно даже Линч с МД и ВИ уступает. Один уровень точно.
После таких фильмов и не жалеешь что Висконти не смог прикоснуться к Прусту...

Ответить | Ветвь дискусии

Сергей Афанасьев

Re: Руис и Пруст

from: [info]vergili
date: Авг. 20, 2007 04:08 pm (UTC)
ссылка

Спасибо. Постараюсь не забыть. :)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискусии

vanslon

Re: Руис и Пруст

from: [info]vanslon
date: Авг. 21, 2007 08:41 pm (UTC)
ссылка

Я сегодня еще раз посмотрел. Думаю оценишь.)
Посмотрел еще "Фонтан" - неожиданно понравилось, прочитал твой отзыв (не очень удачный если честно, обычно все иначе) но вывод твой понравился. Красивая история любви. Взял меня этим Аронофски, думаю на днях еще раз пересмотрю.
В остальном конечно лажа полная, но это как ни странно в этом случае не важно. Я был уверен что впишусь к этой компании своих френдов - http://vlush.livejournal.com/43971.html#cutid1

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискусии

Сергей Афанасьев

Re: Руис и Пруст

from: [info]vergili
date: Авг. 22, 2007 06:25 am (UTC)
ссылка

Снобы.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискусии

hoc_loco

(без темы)

from: [info]hoc_loco
date: Окт. 20, 2007 06:41 pm (UTC)
ссылка

отлично.

Ответить | Ветвь дискусии