Home

Реклама

Оле, прекрасная киносмерть поэта! Оле!

« previous entry | next entry »
Дек. 4, 2007 | 11:54 pm

"Завещание Орфея" / "Testament d'Orphée, ou ne me demandez pas pourquoi!, Le" (1960) Жана Кокто

«И вот, волна радости прокатилась по моему прощальному фильму. Если он вам не понравился, то это печально. Я вложил в него все свои силы. Как и любой другой человек из моей съемочной группы. Если вы по ходу фильма встретили нескольких известных актеров, то это не потому, что они известны, а потому что подходили на эти роли, и к тому же они – мои друзья».

Что такое поэзия? Религия. Инерциальная система отсчета, Богом в которой назначена Красота. Что такое поэт? Проводник ее, полномочный представитель прекрасного. Или просто слепой адепт веры в нее. Фанатик, готовый выколоть себе глаза и вставить вместо них монеты, если на то будет воля ее. Псих, легко идущий на то, чтобы убить, растерзать, изнасиловать собственных персонажей. Если на то будет воля ее. Глупец, клоун, шут гороховый, побиваемый камнями, мишень для интеллектуальных острот. Пьяный нищий, над которым хохочет стая деревенских мальчишек. Поэзия – дурацкая религия, нелепая, висящая в воздухе Фата Моргана. В основании храма – несуществующее. Алтарь – несущественное. Бессмысленно принимать на веру Ее положения. Они невозможны. Безнадежно пытаться понять Ее постулаты. Их нет. Священные тексты этой глупейшей на свете религии – полуистлевшие свитки – пустые пергаменты. Воздавая должное Ей –каждый из Ее адептов просто обязан пустить священные тексты на изготовление самолетиков, бумажных корабликов и… оригами. Поэзия – чистый дзен. Слово, не набранное на клавиатуре. Текст, стертый без возможности восстановления. Истинно верующий играет в перфекциониста: чинит перо и пишет чернилами. Истово верующий слагает поэмы [бесс]мысленно. Не записывая. Не придавая значения образам. Забывая строфу за строфой.

Посмотрев, наконец, заключительную кинопоэму Кокто о творчестве, поэзии и смерти, как-то даже не хочется писать об этом. Переводить образы на бумагу, держа их осторожно за руку – как группу детишек через дорогу. Не желаешь думать, пытаться понять, осмыслить, расставить знаки препинания там, где их не было, нет и уже точно не будет. Превращать мягкую бесформенную массу кинематографического «я» поэта Кокто в буквенный шум и чернополосицу. Оле! – Хочется воскликнуть в финале. «Делайте вид, что плачете, когда поэт делает вид, что умер». В «Завещании» Кокто забавляется интеллектуальным пинг-понгом, вбрасывая в тексты, проговариваемые персонажами, бесчисленное число мячей растрепанных веками понятий. Он превращает мир в джунгли, в не-может-быть, в отменяющее здравый смысл пространство бытия. От долгого перенапряжения в мозгу происходит скачок электричества, и разум выходит из строя. Не надо ничего понимать. Не надо даже пытаться. Есть только печаль и все красивое. Воздух, которым дышишь. И смерть.

Поэт наигрался в этом вашем мире. Ему надоело. Стало скучно. Захотелось чего-нибудь еще. Устал дирижировать оркестром, фонтанирующим образами. Играть в слова, жонглировать эпитетами, разоблачаться, обнажать свои чувства – он замерз, в конце-то концов! Хватит порнографии прекрасного. Всем спасибо. Всё свободно!

Постскриптум: он пожимает сам себе руки на публике импровизированного концерта-балагана. Кланяется. Подпрыгивает в воздухе, бежит на руках, смешно болтая в воздухе ногами, и растворяется, возможно, умирая…

Оле! И дальше воспоследовали аплодисменты.

ссылка | Оставить комментарий | в избранное | рассказать другу

Comments {10}

aka_firefly

(без темы)

from: [info]aka_firefly
date: Дек. 4, 2007 09:56 pm (UTC)
ссылка

Иногда просто читаю Ваши посты - и не знаю, что сказать... Вернее, КАК сказать... Много мыслей, много чувств, много эмоций... Не передать. Но это есть.

Ответить | Ветвь дискусии

Сергей Афанасьев

(без темы)

from: [info]vergili
date: Дек. 4, 2007 10:03 pm (UTC)
ссылка

Надо бы апгрейдить свое ведение ЖЖ. В конце каждого поста про кино и проч., спрашивать про что-нибудь земное... Ну вот, например, ваша зима в сравнении с прошлой какая? Теплее? Печальнее? Никакая?

Например, моя в сто тысяч раз добрее, чем в прошлом году...И во столько же раз тоскливее.

Остается смотреть кино. Недавно посмотрел такое, такое... Ох... "Флирт" называется. Обязательно напишу о нем в скором времени.:)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискусии

aka_firefly

Ночью хочется слов...

from: [info]aka_firefly
date: Дек. 4, 2007 11:43 pm (UTC)
ссылка

Вы должны быть очень хорошим собеседником. Жаль, что так далеко живете...
Мне иногда приходит в голову, что не мы ищем информацию, а информация находит нас в той или иной форме, но только когда мы к ней бываем готовы. У меня так с книгами - действительно вызывающие отзыв появлялись сами собой, без каких то усилий с моей стороны. У Вас так должно быть с кино - Вы умеете его смотреть. Поэтому обязательно поделитесь своим видением "Флирта", очень жду)))
А зима... Зима намного теплее - во всех смыслах. Сейчас уже снега и заморозков жду, нормального льда на коньках покататься хочется, - а холодов все нет. Впрочем, даже это кажется отражением внутреннего состояния - очень приятно наконец-то успокоиться. В прошлом году я в это время на стенку лезла от неуверенности, беспокойства, несложившегося и несвершившегося. А теперь - в очередной раз получила подтверждение, что жизнь мудрее, и что самой мне казалось худшим, что могло произойти, на поверку оказалось вовсе даже и наоборот) А почему Ваша зима добрее, но тоскливее?
Такой вот длинный комментарий в час ночи) Сладких Вам снов!)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискусии

ХОРЬ и КАЛИНЫЧ

Re: Ночью хочется слов...

from: [info]chor_i_kalinich
date: Дек. 5, 2007 06:27 am (UTC)
ссылка

Мне иногда приходит в голову, что не мы ищем информацию, а информация находит нас в той или иной форме, но только когда мы к ней бываем готовы.

- То же самое. Много раз замечал. Вот и держишь какую-то книгу или фильм на примете, но как-то рука не поднимается, включается некий ступор. который не объяснишь и не проанализируешь. Проходит время и наступает созревание, само, без всяких усилий. каждому овощу свое время.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискусии

Сергей Афанасьев

Re: Ночью хочется слов...

from: [info]vergili
date: Дек. 5, 2007 09:04 am (UTC)
ссылка

/Вот и держишь какую-то книгу или фильм на примете, но как-то рука не поднимается, включается некий ступор. который не объяснишь и не проанализируешь./
На Востоке говорят, что не ты должен найти своего гуру, а гуру сам найдет тебя, когда ты будешь готов.)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискусии

Сергей Афанасьев

Re: Ночью хочется слов...

from: [info]vergili
date: Дек. 5, 2007 09:03 am (UTC)
ссылка

Да, да! Бывает у меня, что насильно запихиваешь кино в себя, а оно только пихается в ответ, не хочет восприниматься тобой ни в какую. Но редко такое бывает. Уже который месяц я включаю только то кино, которое со мной начинает разговаривать о моей же жизни.
Зима добрее, потому что в прошлый декабрь я психовал-ревновал-ненавидел-любил-скучал-вздыхал-не-хотел-жить... Теперь же все это ушло куда-то (и куда это все ушло?). Никого очень близкого рядом. Поэтому очень спокоен. И отсюда же тоска.)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискусии

vanslon

(без темы)

from: [info]vanslon
date: Дек. 5, 2007 11:00 pm (UTC)
ссылка

"Флирт" это который Хэла Хартли?

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискусии

Сергей Афанасьев

(без темы)

from: [info]vergili
date: Дек. 6, 2007 07:19 pm (UTC)
ссылка

Нет, это который Макса Офюльса. 1932 год.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискусии

vanslon

(без темы)

from: [info]vanslon
date: Дек. 8, 2007 08:21 pm (UTC)
ссылка

Ну я и подумал, с чего это ты Хартли смотришь, да и еще писать собрался на его не самый оригинальный фильм.
у Офюльса вообще ничего не видел.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискусии

кофейная барышня

(без темы)

from: [info]lady_coffee
date: Дек. 6, 2007 05:04 am (UTC)
ссылка

Аплодисменты.

Ответить | Ветвь дискусии